Заброшено... |
![]() |
В детстве мы ходили на "кладбище паровозов". На самом деле, это было никакое не кладбище, а резерв. Паровозы были на ходу, их поддерживали в рабочем состоянии, и иногда они появлялись на железной дороге. Но большую часть времени эти паровозы стояли в месте, удаленном от вокзалов и основных дорог. Мне говорили, что паровозы уже давно разобрали на металлолом, но я решил сходить и посмотреть, что осталось. Где-то здесь был паровозный круг, но сейчас его уже нет, да и служебные постройки брошены и забыты |
![]() |
Дороги и здания рассыпаются под натиском природы, |
![]() |
но пройти еще можно |
![]() |
Я шел "по памяти", примерно представляя себе направление, пока не вышел на знакомое место. Дорога еще на месте, |
![]() |
за деревьями когда-то были ряды старых паровозов |
![]() |
Их больше нет, хотя рельсы в таком состоянии, как будто по ним иногда еще проезжают поезда или дрезины |
![]() |
Я не знаю точно, сколько лет назад исчезли паровозы, |
![]() |
но на месте их последней остановки теперь все заросло травой |
![]() |
Я повернул в сторону вокзала и вернулся в город. От кладбища паровозов действительно ничего не осталось |
![]() |
Другое заброшенное место, куда мне очень хотелось попасть в Армавире, это мост через реку Уруп |
![]() |
Сейчас мост над рекой проходит ближе к устью, но еще в детстве я слышал об остатках старой дороги |
![]() |
Позже я нашел упоминание о "какой-то узкоколейке" начала 20-го века, которую забросили после "революции". Еще в 19-м веке через Армавир прошла дорога на Владикавказ. Но в 1908 году начали строить дорогу из Ставрополя в Армавир (и дальше к Черному морю), чтобы поезда шли прямо на побережье в Туапсе. Участка дороги от Ставрополя до Армавира сейчас нет, но около ста лет назад по этой дороге ходили поезда. По описаниям, которые мне встречались в прошлом веке, сохранилась часть насыпи и опоры моста через Уруп недалеко от его впадения в Кубань. В этом месте есть только один разрушенный мост |
![]() |
Его хорошо видно с высокого берега. Но единственная фотография с берега получилась у Алены, и на эту фотографию вместе с мостом попал я сам |
![]() |
Насыпь сохранилась только с одной стороны, она заканчивается у современной железной дороги. На снимке с Google Maps виден этот участок. В этом месте не сохранились больше никакие признаки старой дороги |
![]() |
На старой фотографии видно, каким был этот мост когда-то |
![]() |
Я не мог сделать снимок с этого же места, потому что сейчас оно охраняется, но если смотреть со стороны остатков одной из опор, то берег в точности такой |
![]() |
Нижняя часть опоры моста теперь над водой. Дело, наверное, в том, что старая фотография сделана в другое время года, когда уровень воды выше. Я фотографировал в августе, когда таяние снегов у истоков Урупа заканчивается, и уровень воды понижается до самого низкого в году |
![]() |
Это еще одна попытка сфотографировать мост... из реки. Вода теплая, но дальше с фотоаппаратом я зайти не смог - глубоко |
![]() |
Уже после публикации своих страниц по ссылкам с сайта об Армавире
на сайт о Туапсинской железной дороге
я нашел подтверждение своим догадкам. Участок от Ставрополя до Армавира
действительно был заброшен вскоре после Гражданской войны, и мост через Уруп - не
единственный сохранившийся с тех пор объект. Но вернуться к исследованию
останков уникального проекта начала прошлого века я смогу только через год.
В 1918 году по этому мосту в Армавир не раз въезжали бронепоезда
Добровольческой армии, и по нему же они отступали в Ставрополь На фотографии ниже бронепоезд "Единая Россия", участвовавший в штурме Армавира. На участке от Ставрополя до Армавира этот бронепоезд не использовался |
![]() |
А вот так когда-то выглядел мост в Прочноокопскую |
![]() |
Сейчас он разрушен. Последний и самый сильный удар по мосту в 2002 году нанесла искусственная волна, прошедшая по Кубани после того, как в верховьях без предупреждения открыли заслонки дамбы водохранилища. В тот год шли сильные дожди, но наводнения на Кубани случались и раньше. После сброса воды в верховьях образовалась волна высотой в несколько метров, которая постепенно набирала силу и сметала все на своем пути. Жители на берегах Кубани и притоков об этом не подозревали и не эвакуировались |
![]() |
Часть Армавира, Старая Станица и другие поселения на берегу оказались под водой. Выжили только те, кто успел выбраться на крыши уцелевших домов. Пока по центральным каналам телевидения показывали наводнения в Германии и где-то еще, на Кубани как могли боролись с последствиями катастрофы. Очевидцы рассказывали, что здесь всякое бывало. Бывало и так, что сотрудники МЧС снимали людей с крыш домов за деньги, другие "спасатели" ловили рыбу, а кто-то развозил на лодках хлеб и воду не бесплатно... Пока чиновники думали, что делать и кто виноват, жители Армавира отправились спасать выживших, собирали вещи, деньги, еду и воду. Волна принесла грязь, удобрения, трупы погибших животных и все, что оказалось на пути, и даже водопроводная вода стала непригодной для людей. Настоящее количество погибших так и не сообщили. Позже у государства нашлись средства для пострадавших, и жилье отстроили заново. Город и станицы выжили |
Более подробное описание разрушенных мостов железной дороги на участке от Ставрополя до Армавира я сделал позже |
![]() ![]() |
|
Пожалуйста, при использовании фотографий, текста и других материалов этого сайта указывайте источник - этот сайт и автора (Игорь Бондарев, www.bondareff.ru) со ссылкой на этот сайт |
© Игорь Бондарев, 2005—2025 |