Заброшено...
|
 |
|
В детстве мы ходили на "кладбище паровозов". На самом деле, это было
никакое не кладбище, а
резерв.
Паровозы были на ходу, их поддерживали в рабочем состоянии, и иногда они
появлялись на железной дороге. Но большую часть времени эти паровозы
стояли в месте, удаленном от вокзалов и основных дорог. Мне говорили,
что паровозы уже давно разобрали на металлолом, но я решил сходить и
посмотреть, что осталось. Где-то здесь был паровозный круг, но сейчас
его уже нет, да и служебные постройки брошены и забыты |
|
 |
|
Дороги и здания рассыпаются под натиском природы, |
|
 |
|
но пройти еще можно |
|
 |
|
Я шел "по памяти", примерно представляя себе направление, пока не вышел
на знакомое место. Дорога еще на месте, |
|
 |
|
за деревьями когда-то были ряды старых паровозов |
|
 |
|
Их больше нет, хотя рельсы в таком состоянии, как будто по ним иногда
еще проезжают поезда или дрезины |
|
 |
|
Я не знаю точно, сколько лет назад исчезли паровозы, |
|
 |
|
но на месте их последней остановки теперь все заросло травой |
|
 |
|
Я повернул в сторону вокзала и вернулся в город. От кладбища паровозов
действительно ничего не осталось |
|
 |
|
Другое заброшенное место, куда мне очень хотелось попасть в Армавире,
это мост через реку Уруп |
|
 |
|
Сейчас мост над рекой проходит ближе к устью, но еще в детстве я слышал
об остатках старой дороги |
|
 |
|
Позже я нашел упоминание о "какой-то узкоколейке" начала 20-го века, которую
забросили после "революции". Еще в 19-м веке через Армавир прошла
дорога на Владикавказ. Но в 1908 году начали строить
дорогу из Ставрополя в
Армавир (и дальше к Черному морю), чтобы поезда шли прямо на
побережье в Туапсе. Участка дороги от Ставрополя до Армавира сейчас нет,
но около ста лет назад по этой дороге ходили поезда. По описаниям,
которые мне встречались в прошлом веке, сохранилась часть насыпи и опоры
моста через Уруп недалеко от его впадения в Кубань. В этом месте есть
только один разрушенный мост |
|
 |
|
Его хорошо видно с высокого берега. Но единственная фотография с берега
получилась у Алены, и на эту фотографию вместе с мостом попал я сам |
|
 |
|
Насыпь сохранилась только с одной
стороны,
она заканчивается у современной железной дороги. На снимке с
Google Maps виден этот участок. В этом
месте не сохранились больше никакие признаки старой дороги |
|
 |
|
На старой фотографии видно, каким был этот мост когда-то |
|
 |
|
Я не мог сделать снимок с этого же места, потому что сейчас оно
охраняется, но если смотреть со стороны остатков одной из опор, то берег
в точности такой |
|
 |
|
Нижняя часть опоры моста теперь над водой. Дело, наверное, в том, что
старая фотография сделана в другое время года, когда уровень воды выше.
Я фотографировал в августе, когда таяние снегов у истоков Урупа
заканчивается, и уровень воды понижается до самого низкого в году |
|
 |
|
Это еще одна попытка сфотографировать мост... из реки. Вода теплая, но
дальше с фотоаппаратом я зайти не смог - глубоко |
|
 |
|
Уже после публикации своих страниц по ссылкам с сайта об Армавире
на сайт о Туапсинской железной дороге
я нашел подтверждение своим догадкам. Участок от Ставрополя до Армавира
действительно был заброшен после Гражданской войны, и мост через Уруп - не
единственный сохранившийся с тех пор объект. Но вернуться к исследованию
останков уникального проекта начала прошлого века я смогу только через год.
В 1918 году по этому мосту в Армавир не раз въезжали бронепоезда
Добровольческой армии. На фотографии ниже бронепоезд "Единая Россия",
участвовавший в штурме Армавира |
|
 |
|
А вот так когда-то выглядел мост в Прочноокопскую |
|
 |
|
Сейчас он разрушен. Последний и самый сильный удар по мосту в 2002 году
нанесла искусственная волна, прошедшая по Кубани после того, как в
верховьях без предупреждения открыли заслонки дамбы водохранилища. В тот
год шли сильные дожди, но наводнения на Кубани случались и раньше. После
сброса воды в верховьях образовалась волна высотой в несколько метров,
которая постепенно набирала силу и сметала все на своем пути. Жители на
берегах Кубани и притоков об этом не подозревали и не эвакуировались |
|
 |
|
Часть Армавира, Старая Станица и другие поселения на берегу оказались
под водой. Выжили только те, кто успел выбраться на крыши уцелевших
домов. Пока по центральным каналам телевидения показывали наводнения в
Германии и где-то еще, на Кубани как могли боролись с последствиями
катастрофы. Очевидцы рассказывали, что здесь всякое бывало. Бывало и
так, что сотрудники МЧС снимали людей с крыш домов за деньги, другие
"спасатели" ловили рыбу, а кто-то развозил на лодках хлеб и воду не
бесплатно... Пока чиновники думали, что делать и кто виноват, жители
Армавира отправились спасать выживших, собирали вещи, деньги, еду и
воду. Волна принесла грязь, удобрения, трупы погибших животных и все,
что оказалось на пути, и даже водопроводная вода стала непригодной для
людей. Настоящее количество погибших так и не сообщили. Позже у
государства нашлись средства для пострадавших, и жилье отстроили заново.
Город и станицы выжили |
|
Более подробное описание разрушенных мостов железной дороги на участке от Ставрополя до Армавира я сделал позже |
|
 Оглавление |
|
Пожалуйста, при использовании фотографий, текста и других материалов этого сайта указывайте источник
- этот сайт и автора (Игорь Бондарев, www.bondareff.ru) со ссылкой на этот сайт |
© Игорь Бондарев, 2005—2023 |