Заброшено...
 
 
В детстве мы ходили на "кладбище паровозов". На самом деле, это было никакое не кладбище, а резерв. Паровозы были на ходу, их поддерживали в рабочем состоянии, и иногда они появлялись на железной дороге. Но большую часть времени эти паровозы стояли в месте, удаленном от вокзалов и основных дорог. Мне говорили, что паровозы уже давно разобрали на металлолом, но я решил сходить и посмотреть, что осталось. Где-то здесь был паровозный круг, но сейчас его уже нет, да и служебные постройки брошены и забыты.
 
Туапсинка
 
Дороги и здания рассыпаются под натиском природы,
 
 
но пройти еще можно.
 
 
Я шел "по памяти", примерно представляя себе направление, пока не вышел на знакомое место. Дорога еще на месте,
 
 
за деревьями когда-то были ряды старых паровозов.
 
 
Их больше нет, хотя рельсы в таком состоянии, как будто по ним иногда еще проезжают поезда или дрезины.
 
Туапсинка
 
Я не знаю точно, сколько лет назад исчезли паровозы,
 
 
но на месте их последней остановки теперь все заросло травой.
 
 
Я повернул в сторону вокзала и вернулся в город. От кладбища паровозов действительно ничего не осталось.
 
 
Другое заброшенное место, куда мне очень хотелось попасть в Армавире, это мост через реку Уруп.
 
Уруп
 
Сейчас мост над рекой проходит ближе к устью, но еще в детстве я слышал об остатках старой дороги.
 
 
Позже я нашел упоминание о "какой-то узкоколейке" начала 20-го века, которую забросили после "революции". Еще в 19-м веке через Армавир прошла дорога на Владикавказ. Но в 1908 году начали строить дорогу из Ставрополя в Армавир (и дальше к Черному морю), чтобы поезда шли прямо на побережье в Туапсе. Участка дороги от Ставрополя до Армавира сейчас нет, но около ста лет назад по этой дороге ходили поезда. По описаниям, которые мне встречались в прошлом веке, сохранилась часть насыпи и опоры моста через Уруп недалеко от его впадения в Кубань. В этом месте есть только один разрушенный мост.
 
Уруп
 
Его хорошо видно с высокого берега. Но единственная фотография с берега получилась у Алены, и на эту фотографию вместе с мостом попал я сам.
 
 
Насыпь сохранилась только с одной стороны, она заканчивается у современной железной дороги. На снимке с Google Maps виден этот участок. В этом месте не сохранились больше никакие признаки старой дороги.
 
Мост через Уруп
 
На старой фотографии видно, каким был этот мост когда-то.
 
www.armavir.ru
 
Я не мог сделать снимок с этого же места, потому что сейчас оно охраняется, но если смотреть со стороны остатков одной из опор, то берег в точности такой.
 
Мост через Уруп в Армавире
 
Нижняя часть опоры моста теперь над водой. Дело, наверное, в том, что старая фотография сделана в другое время года, когда уровень воды выше. Я фотографировал в августе, когда таяние снегов у истоков Урупа заканчивается, и уровень воды понижается до самого низкого в году.
 
Армавирский мост через Уруп
 
Это еще одна попытка сфотографировать мост... из реки. Вода теплая, но дальше с фотоаппаратом я зайти не смог - глубоко.
 
Армавирский мост через Уруп
 
Уже после публикации своих страниц по ссылкам с сайта об Армавире на сайт о Туапсинской железной дороге я нашел подтверждение своим догадкам. Участок от Ставрополя до Армавира действительно был заброшен после Гражданской войны, и мост через Уруп - не единственный сохранившийся с тех пор объект. Но вернуться к исследованию останков уникального проекта начала прошлого века я смогу только через год. В 1918 году по этому мосту в Армавир не раз въезжали бронепоезда Добровольческой армии. На фотографии ниже бронепоезд "Единая Россия", участвовавший в штурме Армавира.
 
www.tuapsinka.ajp.ru
 
А вот так когда-то выглядел мост в Прочноокопскую.
 
www.armavir.ru
 
Сейчас он разрушен. Последний и самый сильный удар по мосту в 2002 году нанесла искусственная волна, прошедшая по Кубани после того, как в верховьях без предупреждения открыли заслонки дамбы водохранилища. В тот год шли сильные дожди, но наводнения на Кубани случались и раньше. После сброса воды в верховьях образовалась волна высотой в несколько метров, которая постепенно набирала силу и сметала все на своем пути. Жители на берегах Кубани и притоков об этом не подозревали и не эвакуировались.
 
Кубань
 
Часть Армавира, Старая Станица и другие поселения на берегу оказались под водой. Выжили только те, кто успел выбраться на крыши уцелевших домов. Пока по центральным каналам телевидения показывали наводнения в Германии и где-то еще, на Кубани как могли боролись с последствиями катастрофы. Очевидцы рассказывали, что здесь всякое бывало. Бывало и так, что сотрудники МЧС снимали людей с крыш домов за деньги, другие "спасатели" ловили рыбу, а кто-то развозил на лодках хлеб и воду не бесплатно... Пока чиновники думали, что делать и кто виноват, жители Армавира отправились спасать выживших, собирали вещи, деньги, еду и воду. Волна принесла грязь, удобрения, трупы погибших животных и все, что оказалось на пути, и даже водопроводная вода стала непригодной для людей. Настоящее количество погибших так и не сообщили. Позже у государства нашлись средства для пострадавших, и жилье отстроили заново. Город и станицы выжили.
 
Более подробное описание разрушенных мостов железной дороги на участке от Ставрополя до Армавира я сделал позже.
 
Оглавление

Пожалуйста, при использовании фотографий, текста и других материалов этого сайта указывайте источник  -  этот сайт и автора (Игорь Бондарев, www.bondareff.ru) со ссылкой на этот сайт
© Игорь Бондарев, 2005—2015