Транспорт
 
Я не собирался долго оставаться в Гаване, поэтому сразу стал выяснять, как перемещаться по стране. Поинтересовался арендой автомобиля, но мне бы пришлось его бросать надолго, да и больше я предпочитаю ходить пешком и не люблю водить машины. К тому же, автомобиль несколько отстраняет от окружающего, а проблем где-нибудь в глуши может прибавить. Еще до поездки я знал, что железная дорога на Кубе была построена третьей в мире еще в 1830 году. Я даже нашел сайт, на котором было расписание движения поездов, но забыл все дома. Карту в Гаване я купил позже, а на второй день спросил у таксиста про вокзал. Он переспросил: "ту трейн?" Да, ту трейн. И через полчаса я уже был на привокзальной площади.
 
Cuba Estacion Central
 
Вокзал (Cuba Estacion Central) сейчас находится рядом с бухтой (Bahia de la Habana) немного за границей старой Гаваны. На месте самого первого вокзала стоит Капитолий (Capitolio National), но об этом я уже писал раньше. Проблема для меня заключалась в том, что у меня не было расписания, и на вокзале расписание поездов я не нашел, а в кассе и справочной службе, куда меня направили из кассы, говорили только по-испански.
 
Cuba Estacion Central
 
Я собирался для начала поехать в Пинар дель Рио (Pinar del Rio), а билетов туда ни на этот, ни на следующий день не было, и мне говорили, что нужно ехать на автобусе (буш), что я и сделал позже. Но вокзал и "музей" рядом сфотографировал. За песо дедушка из музея долго показывал и рассказывал по-испански об истории кубинской железной дороги. В заключение посоветовал не носить ничего за спиной, даже рюкзак, потому что это Гавана. Я видел старые паровозы еще в одном промышленном районе Гаваны, но фотографировал только здесь.
 
 
Тот самый дедушка на паровозе (на будущее нужно будет изучить испанский).
 
Гавана. Железнодорожный музей
 
Один из первых "экипажей" с местами для пассажиров.
 
Куба. Паровоз
 
Вокзал со стороны перрона. На Кубе используются тепловозы. На снимке один из них как раз причалил.
 
Cuba Estacion Central
 
Или если отойти от вокзала дальше.
 
 
Где-нибудь далеко между городами дорога выглядит так.
 
Cuba
 
В идеальном состоянии я видел только один вагон, но это музей, связанный с историческим событием. Такие по дорогам не ездят.
 
Куба. Гавана
 
В тот же день я с третьей попытки выяснил, что автовокзал находится рядом с зоопарком (Parque Zoologico), и называется виазулом (Viazul). Позже оказалось, что виазул это не автовокзал, а одна из компаний, занимающихся перевозками. Есть несколько компаний с разным уровнем сервиса и условиями перевозки, и у каждой свои станции или станций нет вообще. Виазул перевозит за куки. CUC или конвертируемый песо - деньги, которые в банках могут купить иностранцы за доллары, евро и т.д. (кроме рублей, разумеется) и использовать для расчетов внутри страны. Сами кубинцы используют просто песо, но многие пользуются куками, и наоборот - туристы могут купить и использовать неконвертируемые песо, но это не предусмотрено законом и может вызвать проблемы (ничего серьезного, но песо могут не принять к оплате, и они превратятся в сувениры). Так вот, Viazul перевозит за куки, использует современные автобусы, и по всей стране есть сеть автостанций этой компании. Можно купить билет на месте, а можно его заказать в любом агентстве. Во втором случае цена не меняется, но агентство дает бумажку, которая обязывает компанию выдать билет на тот рейс, который указан, без очереди. Для меня удобство было в том, что в агентстве говорят по-английски, и можно спокойно выбрать нужное время и составить маршрут. Хотя, в маленьких городках я покупал билеты прямо на автостанциях, и для этого испанский особо не нужен - достаточно указывать цифры (дату и время) и названия населенных пунктов, которые легко запомнить по-испански или показать на карте. Гаванский Viazul внутри выглядит так
 
Habana. Viazul
 
Услугами виазула пользуются преимущественно иностранцы, поэтому по пути следования всегда есть остановки с магазинчиками и кафе, вроде такой
 
 
Дороги бывают разные, но основные магистрали (carreteras principales) в полном порядке.
 
 
Да и провинциальные (limites provinciales) вполне нормальные. Туристических автобусов я здесь не видел, но если шел пешком, то проезжающие грузовики всегда тормозили и предлагали подбросить. Подальше от туристических мест и городов с этим просто. Я сделал две почти одинаковые фотографии "горной" дороги, потому что... место понравилось.
 
 
Для автомобилистов проблемой могут стать очень узкие улицы городов и обращение в сервис. На центральной магистрали по пути из Тринидада в Гавану у нашего автобуса с шумом разорвалось колесо. Водитель вышел, сделал снимок на телефон, позвонил, и скоро приехал "камаз" с двумя рабочими, которые все исправили
 
 
пока туристы бродили вдоль дороги. Кстати, я обратил внимание на популярность вот таких "перстней" и золотых зубов среди негров. Даже и не знаю, какому времени у нас это соответствует. Наверное, настоящему.
 
 
Возвращаясь к дорогам и транспорту, добавлю, что интересное часто находится далеко от таких дорог и вообще от городов, поэтому с сервисом для арендованного автомобиля могут возникнуть трудности. К примеру, на такой дороге можно расчитывать на помощь какого-нибудь крестьянина, который знает только испанский и не выкатит из сарая запасное колесо... зато предложит отличную сигару.
 
 
Другие транспортные компании расчитаны на кубинцев и используют другой транспорт. Уже после возвращения я нашел названия в сети на англоязычных сайтах, но на Кубе узнавал новое каждый день. Транспорт может быть таким (не помню, в каком городе я фотографировал, но похоже, что это автостанция в Cienfuegos).
 
 
Обычные грузовики, оборудованные для перевозки пассажиров.
 
 
А это остановка в Гаване. Если не ошибаюсь, в районе Curazao, рядом с Центром Микрохирургии глаза (Centro de Microcirugia Oftalmica).
 
 
Городской транспорт очень разный. Первое время я пользовался такси, так как ничего не знал. Это дорого: один километр - один кук. Кук на время моей поездки равнялся 1,25 американского доллара. Потом я постепенно разобрался с перемещением по стране и городам. Грузовики с прицепами-салонами для людей я встречал редко. Чаще встречаются старые или новые автобусы, но без знания испанского можно заехать совсем не туда, куда было нужно.
 
 
 
 
 
Вообще, информацию о транспорте и карты лучше взять с собой - это сэкономит время и деньги. Искать информацию нужно по ключевым словам, которые приводят на англоязычные сайты. На Кубе все это практически недоступно, и мне пришлось узнавать обо всем методом проб и ошибок. Это может иногда портить настроение и приводить к незапланированным расходам. Но я не жалуюсь, потому что было интересно. По стране можно ездить на автобусах, но от Гаваны до Сантьяго автобус идет 16 часов, а самолет долетает за полтора. При этом билет на самолет туда и обратно стоит около 220 куков. Я не успел в Сантьяго, это в следующий раз. Можно ездить на поезде, но поезда ходят нерегулярно, и билет можно купить только на вокзале, а это требует знания испанского. Можно взять в аренду машину, но это на любителя. Можно ходить пешком и добираться на попутках - мне понравилось. Но Куба для приезжающих начинается всегда с аэропорта Хосе Марти, который находится в нескольких километрах от Гаваны. Я сделал несколько снимков, но в какой-то момент меня остановили. Фотографировать нельзя многое, но специально за этим никто не следит, поэтому если не задерживаться и не привлекать лишнее внимание, то разговоров с охранниками и запретов можно избежать. Aeropuerto Jose Marti выглядит так
 
Aeropuerto Jose Marti
 
 
 
Aeropuerto Jose Marti
 
При вылете нужно заплатить 25 куков. Я не взял кредитку, и к тому моменту у меня почти закончились куки и прочая валюта. Остались рубли. Пришлось надеятся на соотечественников, вылетающих тем же рейсом. Меня выручила девушка Ирина, у которой я обменял рубли на евро, а на эти евро купил куки и заплатитл аэропортовый сбор. В здании аэропорта мне пришлось провести три часа, так как таксист поторопился с "трансфером"
 
Aeropuerto Jose Marti 
 
Многовато фотографий для одной страницы, придется старые автомобили показать отдельно.
 
Оглавление

Пожалуйста, при использовании фотографий, текста и других материалов этого сайта указывайте источник  -  этот сайт и автора (Игорь Бондарев, www.bondareff.ru) со ссылкой на этот сайт
© Игорь Бондарев, 2005—2015