Путеводитель по Москве
 
Когда я фотографировал Москву, у меня поначалу не было какой-то конкретной цели. Я учился пользоваться фотоаппаратами и выбирал такие места, где можно сделать интересные снимки. Прошлое Севера и Северо-Запада во все времена было очень богато событиями, и незаметно для себя я стал уделять больше внимания тем местам,
которые скоро могли исчезнуть или измениться до неузнаваемости. Многое из отснятого за два весенних месяца я постепенно размещал на других страницах этого сайта, но далеко не все я могу показать. Часть снимков не
удалась по разным причинам, но на некоторых из них сохранилось то, что было мне особенно интересно.
Многие сооружения начала и середины прошлого века доживают свои последние дни в современном городе. На этой странице вместе со своими фотографиями я поместил фрагменты старой карты, которую нашел по ссылкам через
сайт Тушино в архивах сайта Картоведъ
 
Карта немецкая, предположительно нарисованная в 1940 году по советской карте Москвы и области 20-х годов.
На советской карте еще не было канала Волга-Москва (канал им. Москвы), поэтому немцы дорисовывали его сами.
При этом канал нарисован не совсем так, как был построен на самом деле, потому что немцы использовали
сведения о разных проектах канала и не знали, какой из них был осуществлен. На карте хорошо виден поселок Конюшки, по которому прошло Хорошевское спрямление канала. Современный остров Серебряный бор был
когда-то Огороженной рощей за деревней Конюшки, но после строительства канала от самой деревни
осталось только несколько построек на берегу.
 
 
Весной 2007 года старые постройки выглядели так
 
 
и по большей части использовались современными строителями для своих нужд...
 
 
Сейчас старая спортивная база в Серебряном бору стала частной охраняемой территорией, и над ней уже построен новый мост, но в зарослях еще можно найти заброшенные постройки начала-середины 20-го века
 
 
Это постройки разных лет, они были заброшены давно и сохранились по неизвестным причинам.
 
 
Недалеко от этого места у опоры моста я встретил собачье семейство, поселившееся в центре бывшего футбольного поля. Это не исторический объект, но щенки хорошо вписались в такое окружение.
 
 
И еще один фрагмент карты: Петровский дворец, стадион "Динамо", Ходынское поле и окрестности.
 
 
Ипподром в его современном виде появился позже, а метро тогда (до 1937 года) еще не построили. В левом верхнем углу фрагмента карты уже есть поселок Сокол, а рядом с ним село Всесвятское (Всехсвятское), сельское кладбище и Братское кладбище героев Первой Мировой Войны (храм на кладбище отмечен крестом, который случайно указывает еще и место тогда еще не построенного кинотеатра "Ленинград"). Кладбища окончательно срыли и превратили в парк в начале 80-х годов двадцатого века. Ходынское поле в 19-ом веке было больше известно парадами, Всероссийской выставкой и катастрофой на гуляниях в честь коронации Николая II. На момент создания карты на Ходынском поле уже был аэродром, а сейчас поле застраивается жилыми домами. Выше левого верхнего угла этого фрагмента карты пока ничего примечательного нет, но позже там начнут создавать зенитные и радиолокационные комплексы, а уже после Великой Отечественной на Соколе появится СБ-1 (под управлением Сергея Берии), которое последовательно превратится сначала в КБ-1, потом в "Стрелу" и современный "Алмаз". Именно там были разработаны знаменитые комплексы от С25 до С300. "Фасадное" здание "Алмаза" появилось в 1953 году, но сейчас практически все помещения сдаются в аренду, а в технологических корпусах разместились магазины.
 

 

Стадион "Динамо" на карте изображен "подковой". В таком виде он был построен в 1928 году, а восточная трибуна, замкнувшая овал, появилась в 1936-ом на месте парка, в котором росли вековые сосны. На Динамо есть один примечательный дом. На старой карте его конечно нет, так как дом построили в 1936 году. Сейчас в доме все еще живут, и хотя этот дом в аварийном состоянии, его стены увешаны мемориальными досками, сообщающими о том, что здесь жили художники Пименов, Грабарь и многие другие.
 
 
Среди своих фотографий дома на Петровско-Разумовской аллее я выбрал для этой страницы только две, а рассыпающиеся стены с мемориальными досками решил не показывать.
 
 
Ленинградский проспект в районе Петровского дворца (странное сочетание названий) уже заполнен машинами, но в какой-то момент я застал его в таком виде (примерно на этом месте сейчас дорога уходит под землю).
 
 
Я хотел рассказать еще про институт Курчатова в Щукино с коттеджами времен процветания советской науки и вполне современным храмом ФСБ России,
 
Институт Курчатова
 
Институт Курчатова
 
Пехотная улица
 
известный институт Гамалеи
 
Институт Гамалеи
 
и менее известный институт Ивановского,
 
Институт Ивановского 
 
послевоенные "немецкие домики" (в том смысле, что их строили пленные немцы),
 
 
 
 
 
улицу Рогова (часть которой приходится на то место, где в 50-е были радиоактивные пруды, да простит меня яндекс за использование современной карты города),
 
довоенную улицу Живописную на берегу канала, когда не было еще не только моста в Строгино, но и Строгино состояло из трех улиц на берегу реки напротив Тушинского аэродрома, на месте затонов и "поймы" были карьеры, оставшиеся от грандиозных строек. От той довоенной Живописной сохранился только один жилой дом (и еще один довоенный в Щукино находится рядом с метро).
 
 
На эту страницу попали не самые удачные фотографии из тех, что я делал прошедшей весной, но я и не задавался целью делать снимки ради снимков.
 
 
А ведь есть еще подземная Москва, которая начала расти в 30-е годы и существует сейчас, но об этом труднодоступном городе лучше поговорить как-нибудь в другой раз и не на этих страницах. На предпоследнем снимке канала Москвы (Хорошевского спрямления) и Строгинского моста за деревом виднеется новодел, и я даже фотографировал эти здания, но специально не стал о них писать. Это не история. А историю мне помогали изучать не только книги и сайты, но и мои друзья, и многие люди, жившие в том самом городе, которого почти уже нет. Среди фотографий нет "коллекции" шпилей, так как единственным примечательным из них является, пожалуй, шпиль здания Речного вокзала. Но об этом и так уже много сказано. Многое я еще хотел рассказать о Москве на страницах этого сайта, но немного позже и гораздо подробнее.
В 2010 году я решил добавить на эту страницу ссылки, которые могут быть интересны путешествующим по Северу, Западу и Северо-Западу столицы. Это отрывки из книги "Другая Рублевка" и статья про "Серебряный бор" Константина Ковалева.
 
Оглавление

Пожалуйста, при использовании фотографий, текста и других материалов этого сайта указывайте источник - этот сайт и автора (Игорь Бондарев, www.bondareff.ru) со ссылкой на этот сайт
© Игорь Бондарев, 2005—2015